Торговые центры как«мотором» развития российских кинотеатров
- Wednesday, 21 March 2012
В первом полугодии 2007 года в РФ открылись 23 новых кинотеатра и 112 залов. Об этом свидетельствует рыночное исследование, организованное «Нева Research». Главной движущей силой возникновения новых кинозалов в РФ стали ТРЦ.
За год прирост числа кинозалов в России составил 25,3% (на первое полугодие 2006 года в стране функционировало в 562 кинотеатрах 1115 залов), следовательно, темпы появления новых залов остаются на уровне прошедшего года. Однако полугодовой прирост сравнительно с уровнем прошлого года повысился – количество кинозалов возросло с 1 января на 7,5% против 5,7% прошлогодних.
Исследование сообщает, что ТРЦ по-прежнему остаются главной движущей силой возникновения новых кинозалов в РФ. В июне в 112 торгово-развлекательных центрах находилось 590 киноэкранов, что составляло более 42% суммарных залов России. При таком уровне развития этого рыночного сегмента на территории ТРК будут действовать до 48% киноэкранов страны.
С начала года в стране имеет место выравнивание уровня освоения территорий: если несколько лет назад кинозалы возникали преимущественно в Москве, а прошлый год был «урожайным» для региональных рынков, то первые шесть месяцев продемонстрировали равное распределение новых кинозалов между регионами, Столицей и Питером.
Следовательно, Столичный регион снова стал основной стройплощадкой для кинопоказчиков, а Питер принял весьма существенное участие в распространении киносети России. В регионах же новые кинотеатры открываются, главным образом, у крупных городах, от полумиллиона жителей, из которых 12% пришлось на города-миллионники.
Как полагают специалисты, даже в перенасыщенной развлекательными объектами столице многозальный кинотеатр часто становится основным «якорем», собирающим добавочное количество посетителей в ТЦ. По информации Guide to Property, большинство посетителей центральных московских ТРК приходят туда ради шопинга. А вот на окраинах ситуация обратная – там ТРК посещают ради кинотеатра. Девелоперы оправдывают ожидания публики: как сообщают специалисты Praktis CB, прошлогоднее резкое повышение темпа роста развлекательных центров сопровождалось повышением удельной доли в рамках суммарной площади объектов развлекательной составляющей.
Но, как полагают представители «Киномакс», главный сдерживающий фактор распространения российской киносети – завышенные арендные ставки торговых центров. Например, «Киномакс» в качестве соинвестора проекта явилась партнёром воронежского ТРК «Московский проспект». Следует отметить, что типичный для договоров соинвестирования уровень эксплуатационных расходов оказался не ниже, а даже выше на 11% рыночной стоимости – была учтена поправка на инфляцию. Но, когда комплекс был открыт и в кинотеатре прошли первые сеансы, девелопер поднял ставки более чем втрое – вдвое выше московского уровня.
В итоге «Киномакс» не стал переплачивать, после чего девелопер отключил электроэнергию кинотеатру.