Рынок кредитных карт

Saturday, 25 February 2012

Рынок кредитных карт

Никто и ничто не сможет остановить россиянина на пути к получению кредита. Аппетиты населения растут, несмотря на то, что ставки по розничным кредитам, по сути, не меняются.

По сведениям ЦБ, еще в начале 2006 года объем выданных населению кредитов составлял 1,18 трлн. рублей, а в октябре — 1,8 трлн. рублей.

Исследование, проведенное недавно "Росгосстрахом", показало: за последние три года потребительскими кредитами пользовались 35% опрошенных респондентов, около 25% участников исследования намерены взять потребительский кредит в ближайшие месяцы. Среди респондентов, уже воспользовавшихся потребительским кредитом, этот показатель составил 52%.

Объемы розничного кредитования за год выросли примерно на 70%, однако в сегменте кредитования физлиц наметились любопытные тенденции: экспресс-кредитование, которое, казалось бы, прочно прижилось на рынке, начало сокращаться, зато небывалыми темпами выросло количество выданных пластиковых кредитных карт.

Банкиры утверждают, что "пластиковые" кредиты для россиян удобнее и полезнее, украдкой облегченно вздыхая: ведь риски невозврата по пластиковым картам в два раза меньше, чем по экспресс-кредитам, — "карточников" проверяют гораздо тщательнее. По информации агентства "Рус-Рейтинг", максимальный уровень риска невозврата в сегменте краткосрочных кредитов до года составляет 28%, а в сегменте "пластиковых" кредитов — всего 14%. "Доля невозврата у нас сейчас — 0,8%, при этом 90% неплательщиков — это заемщики экспресс-кредитов", — подтверждает "Профилю" источник в крупном розничном банке.

В результате купить "моментальный" утюг или стиральную машину стало гораздо сложнее: банки резко сократили свое присутствие в торговых точках, сосредоточив сэкономленные силы и ресурсы на пластике. В общем объеме розничного кредитования доля потребкредитов (экспресс-кредиты, среднесрочные нецелевые кредиты до трех лет, без учета кредиток) не так уж и велика и, в отличие от ипотеки и автокредитования, постепенно сокращается. Агентство "Рус-Рейтинг" отмечает, что в 2006 году объем потребительских кредитов составил около 150 млрд. рублей. Лидерами здесь являются не привычные призеры всех рейтингов — Сбербанк и "ВТБ 24" (в их портфелях большую долю занимают целевые займы), а "Русский стандарт", Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФБ), ДжиИ Мани Банк, на которые приходится 30% рынка, а также Ситибанк (нецелевые кредиты), "Ренессанс Капитал" и Инвестсбербанк, каждый из которых занимает 3—4% в общем объеме сегмента потребкредитования.

При этом, по данным агентства "Рус-Рейтинг", лидер экспресс-кредитования банк "Русский стандарт" снизил кредитный портфель в торговых точках на 70%, увеличив при этом портфель кредитов по картам на 40%. А ХКФБ портфель товарных экспресс-кредитов снизил почти на 40%, увеличив долю "пластиковых" ссуд примерно на 26%. "Прирост рынка пластиковых карт за первое полугодие 2006 года по сравнению с первым полугодием 2005-го для разных банков составил от 40% до 160%", — рассказал "Профилю" вице-президент Инвестсбербанка Алексей Михайлик.

"Русский стандарт", портфель потребкредитов которого в 2006 году достиг 15,5 млрд. рублей, стал бесспорным лидером и на рынке кредитных карт. На долю банка приходится около 52% рынка кредитного пластика, а портфель по картам достиг 80 млрд. рублей. А ведь еще недавно этот кредитный монстр сидел практически в каждом крупном магазине и торговом центре. "Сокращение рынка экспресс-кредитования и кредитования в местах продаж связано с высокими рисками невозврата, с невозможностью проверить платежеспособность заемщика, а также с тем, что клиенты начинают понимать преимущества пластиковых кредитных карт по сравнению с экспресс-кредитами", — объясняет аналитик "Рус-Рейтинга" Виктория Белозерова. Правда, не стоит забывать, что большую часть пластиков банк попросту навязывает — высылая оправдавшему надежды и вернувшему долг заемщику конверт с предложением получить "в подарок" кредитку. Какая часть из этих "подарочных" карт активируется — неизвестно.

Неизбежный пластик
Но тенденция — налицо: число пользователей карт действительно растет. Сегодня банками выпущено порядка 62,5 млн. карт с общим лимитом 150 млрд. рублей. Из-за высоких рисков многие крупные розничные банки вообще избегают вводить в ассортимент нецелевые кредиты живыми деньгами, предпочитая сразу давать "пластиковые" ссуды. Так, в МДМ-Банке "Профилю" объяснили, что выдача нецелевых потребительских кредитов пока проводится в тестовом режиме, зато с пластиком дела обстоят прекрасно. "Прирост количества выпущенных кредитных карт с начала года составил 80%. Дебетовые карты по-прежнему составляют большую часть эмиссии, однако это соотношение постепенно будет изменяться в сторону кредитных карт. Общий объем эмиссии с начала года вырос почти на 30% и составляет в настоящее время более 1,1 млн. штук", — говорит вице-президент МДМ-Банка Анатолий Крайников.

Эксперты утверждают — у кредитных карт большие перспективы, тем более что средний размер кредитного лимита по карте составляет примерно столько же, сколько и сумма наиболее востребованных нецелевых кредитов, — $1,5—3 тыс. Кроме того, банки стараются делать карты доступными. "Требования к уровню дохода для получения небольшого кредитного лимита на карту у нас не слишком жесткие — минимальный размер ежемесячного заработка должен составлять $400—500, мы всегда проверяем кредитную историю потенциального заемщика", — говорит источник "Профиля".

Банковский досмотр
Условия выдачи "традиционных" нецелевых кредитов — потребительских — за последнее время практически не изменились. Сегодня их стоимость в среднем составляет 15—28% годовых в рублях и 10—17% — в валюте. Требования к заемщику стандартные — гражданство РФ, возраст от 18—21 года до пенсионного возраста (лишь в Сбербанке верхняя возрастная планка — 75 лет). В пакет документов входят паспорт, второй документ, удостоверяющий личность, постоянная прописка или регистрация, трудовой стаж не менее года в целом и не менее 3—6 месяцев на последнем месте работы. Во всех банках требуется справка о доходах по официальной форме 2-НДФЛ, исключение составляют лишь экспресс-кредиты.

"Безусловно, кредитные карты вскоре станут гораздо популярнее экспресс-кредитов. Конечно, для заемщика оформление кредитной карты занимает больше времени, чем оформление экспресс-кредита, поскольку ему необходимо представить пакет документов, в том числе справку о доходах. Однако пластиковая карта — более удобный кредитный продукт хотя бы потому, что ею можно пользоваться в течение долгого времени, ведь потребность в покупке чего-либо возникает не однажды, а постоянно", — сказала "Профилю" зампредправления "ВТБ 24" Ирина Бушева. Слова г-жи Бушевой иллюстрирует и статистика: с начала 2006 года объем портфеля кредитных карт "ВТБ 24" вырос в 17 раз!

Карточное будущее
По словам директора департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиля Юсупова, в целом по рынку динамика значительного роста пластиковых кредитных карт наметилась только в нынешнем году, однако эта тенденция сохранится и в будущем. Как считает г-н Юсупов, в ближайший год следует ожидать дальнейшего усиления активности операторов рынка, а также появления новых участников и новых сервисов.

"Увеличится количество банков, предлагающих своим клиентам карты с возможностью льготного периода выплат (grace period, в течение которого банк не взимает проценты за пользование кредитом. — "Профиль") и услуги, связанные преимущественно с проведением интернет-платежей. Будет расти число безналичных операций по оплате товаров и услуг с помощью карт параллельно с увеличением количества торговых точек, принимающих к оплате карты", — говорит Юсупов. Расширится и спектр преференций, предоставляемых клиентам, которые в зависимости от условий обслуживающего их банка и качества собственной кредитной истории смогут пользоваться самыми разными льготами, начиная со снижения стоимости годового обслуживания карты и заканчивая специальными условиями по кредитованию, увеличением кредитного лимита и снижением ставки.

В свете изложенных фактов прогнозы экспертов, которые утверждают, что к 2008 году каждый четвертый россиянин станет счастливым обладателем кредитки, уже не кажутся мажорно-оптимистичными. Правда, другие участники рынка полагают, что рынок пластика будет расти, но не такими рекордными темпами, о которых говорят эксперты. "Кредитные карты набирают популярность, хотя и не столь быстро, как ожидали аналитики банковского рынка", — говорит Анатолий Крайников. По его мнению, в будущем году кредит на неотложные нужды останется по-прежнему популярным продуктом.

TAGS: